Искусство икэбана насчитывает несколько веков своей истории и является частью уникальной куль-туры Японии. В ХХ веке икэбана становится популяр-ной во всём мире, оказывая большое влияние на раз-витие этого вида национального искусства.
Развитие этого искусства и обучение ему проходит в рамках определённых школ. Солидные школы имеют сеть филиалов за рубежом. Наиболее популярными в Японии признают три школы: Икэнобо, Охара, Согэцу.
Начало развития икэбаны как искусства относят к 15 веку и первой школой следует считать школу Икэнобо. Композициями этой школы в стиле рикка, монахи украшали храмы, статуи Будды. Этот стиль основан на строго канонизированных правилах рас-становки растений.
Позднее возникли стили нагэирэ (цветы в высоких вазах), тябана (композиция одного цветка или «чайные цветы»), сёка. Композициями икэбаны стали украшать не только храмы, но и дома аристократов. Постепенно этим искусством овладевало всё боль-шее количество людей.
С развитием культурных и экономических связей Японии с Западом икэбана обогащалась новыми идеями и новым ассортиментом растений из других стран.
В 1897 году была основана школа Охара, внесшая в искусство икэбаны новый стиль - морибана (расте-ния в плоских низких вазах на наколках – кензанах). Этот стиль позволил отображать природный ланд-шафт в сосудах.
В 1927 году под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве в икэбане возникла со-временная школа Согэцу, в переводе «Трава и Луна». Эта школа показала возможности использо-вания в Икэбане не только живого растительного материала, но и неживого (сухого) материала, а также инородного материала: камни, ткани, бумагу, пластик, металл и другое. Икэбаной начали украшать не только интерьеры, но и выставлять её в парках и на улицах. Она стала доступной широкому кругу людей.