|
Японский женский кукольный театр «Отомэ Бунраку» мастера Ёсида Мицуко (г. Осака)
Театр «Отомэ Бунраку» является возрождённой традицией женских кукольных представлений, берущей свои корни ещё в матриархальной Японии. В древние времена японцы поклонялись Солнцу, представавшему в ипостаси богини-женщины Аматэрасу. Жрицами при синтоистских храмах в Японии всегда были женщины, считалось, что именно они могли исполнять роль посредниц между миром людей и божеств. Существовало немало древних обрядов с использоваеием кукол, которые отправлялись жрицами мико и итако, и в их процессе людям открывалась воля богов. Именно эти обряды лежат в основе традиции женского кукольного театра. На нём и поныне чувствуется отпечаток древнего бытования. Например, в «Отомэ Бунраку» одной куклой управляет один куловод, как это, по свидетельству различных письменных источников, и было в древности. В современной же Японии большинство кукольных театров придерживается нововведения XVIII-го века, когда одной куклой управляют по три кукловода
История возрождения женского кукольного театра началась в 1928-м году, когда два чтеца традиционного балладного жанра Дзё:рури, Хаяси Дзибоку и Иноуэ Масадзиро:, выступавшие в Осака самостоятельно от кукольного театра, решили дополнить свои выступления кукольными представлениями. Обычно в Японии все кукольные представления как раз и сопровождаются чтением баллад Дзё:рури. Нанимать профессиональных кукловодов, да ещё и по трое на одну куклу, не позволяли финансы, поэтому чтецы решили, изучив немало литературы, воссоздать старинную манеру управления одной куклой одним кукловодом, технически усовершенствовав способ крепления куклы к кукловоду. А в качестве кукловодов они пригласили молодых девушек, наняли мастера и стали обучать их непростому искусству. Среди девушек были три дочери Иноуэ Масадзиро:, и одна из них, Ёсида Мицуко, стала главой театра в 14 лет. Это своё призвание мастер Ёсида Мицуко пронесла через всю жизнь и вот сейчас, в возрасте 90 лет, она совершает гастроли в Санкт-Петербург, в Россию. В середине XX-го века театр на какое-то время прекращал своё существование, но в 1989-м году, благодаря усилиям профессора Дои Дзюн'ити Университета Со:аи, разработавшего специальный университетский курс по его восстановлению, вновь открылся и существует до наших дней.
Настоящее имя Симада Мицуэ. Псевдоним Ёсида получила по фамилии обучавшего её кукловедению мастера. Все члены «Отомэ Бунраку», достигшие определённого мастерства, получают эту фамилию. Родилась 29-го апреля 1915-го года. Всю свою жизнь, за исключением небольшого перерыва в середине прошлого века, связанного с замужеством, рождением и воспитанием ребёнка, посвятила творчеству в театре «Отомэ Бунраку», чьей единственной за всю его современную историю главой она и является.
Кукловоды женского кукольного театра, в отличие от мужского, не прячут своих лиц под колпаками. Один кукловод управляет одной куклой, как это и было в древние времена, в отличие от мужского кукольного театра, в котором на одну куклу приходится по три кукловода, что, в свою очередь, является нововведением XVIII-го века. Для того, чтобы стать младшим кукловодом в мужском кукольном театре, требуется двухгодичное профессиональное образование. В женском кукольном театре оно отсутствует: любой может придти и присоединиться к труппе, учиться у мастера и «брать его состояние». Спектакли женского кукольного театра чаще всего проходят на различных прощадках, а не в одном специально выделенном театре, что связано с его изначальной «бродячестью» (в древние времена).
В конце октября 2005-го года и у петербуржцев появится возможность приобщиться к древней культуре матриархальной Японии.
Автор статьи и фото - Ксения Головина, кукловод театра "Отомэ Бунраку" с 2003-го года, а также его представитель в Санкт-Петербурге тел. 8-921-302-49-97 |