<< назад вперед >>






«ОТОМЭ БУНРАКУ»

Японский женский кукольный театр «Отомэ Бунраку» мастера Ёсида Мицуко (г. Осака)

Общие сведения

Театр «Отомэ Бунраку» является возрождённой традицией женских кукольных представлений, берущей свои корни ещё в матриархальной Японии. В древние времена японцы поклонялись Солнцу, представавшему в ипостаси богини-женщины Аматэрасу. Жрицами при синтоистских храмах в Японии всегда были женщины, считалось, что именно они могли исполнять роль посредниц между миром людей и божеств. Существовало немало древних обрядов с использоваеием кукол, которые отправлялись жрицами мико и итако, и в их процессе людям открывалась воля богов. Именно эти обряды лежат в основе традиции женского кукольного театра. На нём и поныне чувствуется отпечаток древнего бытования. Например, в «Отомэ Бунраку» одной куклой управляет один куловод, как это, по свидетельству различных письменных источников, и было в древности. В современной же Японии большинство кукольных театров придерживается нововведения XVIII-го века, когда одной куклой управляют по три кукловода

История театра

История возрождения женского кукольного театра началась в 1928-м году, когда два чтеца традиционного балладного жанра Дзё:рури, Хаяси Дзибоку и Иноуэ Масадзиро:, выступавшие в Осака самостоятельно от кукольного театра, решили дополнить свои выступления кукольными представлениями. Обычно в Японии все кукольные представления как раз и сопровождаются чтением баллад Дзё:рури. Нанимать профессиональных кукловодов, да ещё и по трое на одну куклу, не позволяли финансы, поэтому чтецы решили, изучив немало литературы, воссоздать старинную манеру управления одной куклой одним кукловодом, технически усовершенствовав способ крепления куклы к кукловоду. А в качестве кукловодов они пригласили молодых девушек, наняли мастера и стали обучать их непростому искусству. Среди девушек были три дочери Иноуэ Масадзиро:, и одна из них, Ёсида Мицуко, стала главой театра в 14 лет. Это своё призвание мастер Ёсида Мицуко пронесла через всю жизнь и вот сейчас, в возрасте 90 лет, она совершает гастроли в Санкт-Петербург, в Россию. В середине XX-го века театр на какое-то время прекращал своё существование, но в 1989-м году, благодаря усилиям профессора Дои Дзюн'ити Университета Со:аи, разработавшего специальный университетский курс по его восстановлению, вновь открылся и существует до наших дней.

Биография Ёсида Мицуко

Настоящее имя Симада Мицуэ.
Псевдоним Ёсида получила по фамилии обучавшего её кукловедению мастера. Все члены «Отомэ Бунраку», достигшие определённого мастерства, получают эту фамилию.
Родилась 29-го апреля 1915-го года. Всю свою жизнь, за исключением небольшого перерыва в середине прошлого века, связанного с замужеством, рождением и воспитанием ребёнка, посвятила творчеству в театре «Отомэ Бунраку», чьей единственной за всю его современную историю главой она и является.

Отличия от известного мужского кукольного театра «Бунраку»

Кукловоды женского кукольного театра, в отличие от мужского, не прячут своих лиц под колпаками. Один кукловод управляет одной куклой, как это и было в древние времена, в отличие от мужского кукольного театра, в котором на одну куклу приходится по три кукловода, что, в свою очередь, является нововведением XVIII-го века. Для того, чтобы стать младшим кукловодом в мужском кукольном театре, требуется двухгодичное профессиональное образование. В женском кукольном театре оно отсутствует: любой может придти и присоединиться к труппе, учиться у мастера и «брать его состояние». Спектакли женского кукольного театра чаще всего проходят на различных прощадках, а не в одном специально выделенном театре, что связано с его изначальной «бродячестью» (в древние времена).
В конце октября 2005-го года и у петербуржцев появится возможность приобщиться к древней культуре матриархальной Японии.

Автор статьи и фото - Ксения Головина,
кукловод театра "Отомэ Бунраку" с 2003-го года,
а также его представитель в Санкт-Петербурге
тел. 8-921-302-49-97


Hosted by uCoz